НАПИШИТЕ НАМ
Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Председатель ФОМС Наталья Стадченко о деятельности Фонда в текущем году и основных задачах государственной политики в области ОМС на предстоящий год.

Депутаты внутрифракционной группы под руководством первого заместителя руководителя фракции «ЕДИНОЙ РОССИИ» в Государственной Думе Раисы Кармазиной встретились с Председателем Федерального фонда ОМС Натальей Стадченко.

При формировании бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за основу был взят Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204, одной из главных задач которого является ликвидация кадрового дефицита врачей и среднего медицинского персонала в первичном звене.
Согласно законопроекту «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» дополнительные расходы на увеличение численности врачей и среднего медперсонала учтены в субвенции в бюджете Федерального фонда и составят: в 2019 году – 12,3 млрд рублей, в 2020 году – 34,7 млрд рублей, в 2021 году – 50,4 млрд рублей. За счет этих средств в 2019 году планируется дополнительно принять на работу в первичное звено 5,4 тыс. врачей, в 2021 году численность должна увеличиться на 21,4 тыс. человек, что позволит закрыть кадровый дефицит. По среднему медицинскому персоналу эти показатели составят соответственно 11,9 тыс. и 40,2 тыс. человек. «Очень важно, чтобы деньги, выделенные на ликвидацию дефицита кадров, не растеклись по системе, чтобы не вышло так, что финансирование мы предусмотрели, а прироста кадров не увидели, поэтому необходимо проконтролировать целевое использование средств. Для этого были внесены изменения в Закон «Об обязательном медицинском страховании», которые предусматривают, что субвенции, направляемые в территориальные фонды ОМС будут резервироваться в нормированном страховом запасе и в порядке, установленным приказом Минздрава, переводиться в медицинские организации. На данный момент проект приказа подготовлен и проходит установленную процедуру согласования. Он подразумевает, что медицинские организации ежемесячно будут предоставлять в территориальный фонд заявки на софинансирование оплаты труда врачей и среднего медицинского персонала принятых на работу. Это позволит нам увидеть каждого конкретного человека, привлеченного в медицинскую организацию для ликвидации кадрового дефицита», – пояснила Наталья Стадченко.
В субвенцию включена не только потребность медицинских организаций в увеличении численности медицинского персонала, но и сохранение соотношения заработной платы врачей на уровне 200%, среднего медицинского персонала - 100% к среднему трудовому доходу по региону. Кроме этого, в субвенции заложено и увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и всех остальных расходов (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги), а также заработной платы прочего персонала.
Из федерального бюджета запланировано дополнительное финансовое обеспечение оказания медпомощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения - на 2019 год - 70 млрд рублей, 2020 год – 115 млрд рублей, 2021 год – 134,5 млрд рублей. Это позволит в 2019 году ликвидировать дефицит оказания помощи, в первую очередь по химиотерапии, а с 2020 года лучевой терапии и хирургической помощи онкологическим больным.
Кроме того, среди законодательных нововведений – передача Федеральному фонду ОМС полномочий по контролю за тарифными соглашениями субъектов РФ. По словам главы Фонда, на начало 2018 года лишь 18 из 85 регионов России смогли предоставить тарифные соглашения, которые соответствовали федеральной нормативной базе «Нам очень важно, чтобы тарифы изначально утверждались правильно, не занижались для одних организаций, не завышались для других, – без этого невозможно качественное оказание медицинской помощи, – сказала Наталья Стадченко, - отныне без согласованной с Фондом позиции по тарифным соглашению субъект оказывается вне правового поля – субъекты будут обязаны устранить те замечания, которые будут содержаться в заключении ФОМС по тарифным соглашениям.
В ходе встречи Первый заместитель председателя Комитета ГД по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев затронул тему о возможности включения в базовую программу обязательного медицинского страхования расходов на обеспечение лекарственными препаратами в амбулаторных условиях, в том числе граждан с болезнями системы кровообращения, например, с артериальной гипертензией.
Наталья Стадченко разъяснила, что законодательно предусмотрено обеспечение граждан лекарственными препаратами в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, которое осуществляется при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи. В настоящее время законодательство не устанавливает возможность лекарственного обеспечения граждан при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях в рамках базовой программы ОМС. При этом председатель Фонда отметила, что у людей с тяжелыми, хроническими заболеваниями, вынужденными длительное время принимать медикаменты, должна быть возможность обеспечения приверженности к лекарственной терапии. Поэтому необходимо работать над разными вариантами лекарственного страхования, в целях обеспечения препаратами в амбулаторных условиях.
Отвечая на вопрос члена Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Татьяны Сапрыкиной о риске недостаточного финансового обеспечения территориальных программ ОМС в части базовой программы ОМС для выполнения всех поставленных перед медицинскими организациями задач, глава Фонда подчеркнула, что финансирование базовой программы ОМС за счет субвенции ежегодно увеличивается и обеспечивает сбалансированность территориальных программ и риск недофинансирования отсутствует. Также Наталья Стадченко рассказала, что субвенция учитывает в полном объеме не только потребность медицинских организаций на текущие расходы на оказание медицинской помощи по базовой программе ОМС, но и объем средств, необходимых для реализации 204-го Указа Президента Российской Федерации, который является безусловным приоритетом.
Продолжая тему медицинского страхования депутат Александр Клыканов отметил, что страховые медицинские организации, работающие в системе ОМС, могут находиться в разных финансовых условиях ввиду различий в уровне заболеваемости застрахованных граждан в текущем периоде. Вследствие чего при одинаковых подушевых финансовых нормативах у одних компаний остаются по истечении финансового года средства в резервах, а у других имеется недостаток средств, как, например, в Астраханской области. В этой связи депутат высказал предложение внести изменения в законодательство, исключив п/п 5 пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» «10 процентов средств, образовавшихся в результате экономии рассчитанного для страховой медицинской организации годового объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов».
Наталья Стадченко сообщила о готовности рассмотреть и поддержать законодательную инициативу депутатов, также отметив, что помимо изменений 326-ФЗ потребуется внесение изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н и приказ Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 № 1030н «Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования».
Член Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Анатолий Тихомиров затронул тему обеспечения расходов медицинских организаций, исходя из индивидуальных особенностей регионов, в том числе субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа. Председатель ФОМС отметила, что Минздравом России и Федеральным фондом ОМС в целях совершенствования методики распределения субвенций дополнительно проработан вопрос обеспечения расходов медицинских организаций, исходя из индивидуальных особенностей регионов. По результатам этой работы постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 1240 в методику распределения субвенций внесены изменения, предусматривающие использование коэффициента ценовой дифференциации бюджетных услуг, который представляет собой индекс бюджетных расходов без учета влияния показателей, характеризующих уровень заработной платы в регионе. Указанный коэффициент уже учитывает индивидуальные особенности регионов. Ранее действовавшей методикой устанавливалось предельное значение индекса бюджетных расходов – не выше 3-х. Внесенными в методику распределения субвенций изменениями предельное значение коэффициента ценовой дифференциации увеличено с 3 до 4,5. «Принятые изменения в Методику позволили увеличить размер субвенций субъектам Российской Федерации, имеющим сложные природно-климатические условия, географическое положение и ограничения транспортной доступности (Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область. Ненецкий и Чукотский автономные округа), в 2019 году на общую сумму 8,3 млрд. рублей, что значительно увеличит размеры финансового обеспечения учреждений здравоохранения Дальнего Востока и обеспечит доступность и качество оказываемой ими медицинской помощи, - пояснила Председатель Фонда.
В заключении, Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования выразила благодарность за конкретные предложения и помощь, которые направлены на улучшение и совершенствование здравоохранения в интересах людей.
По итогам встречи Раиса Кармазина подчеркнула важность обеспечения целевого и эффективного использования выделяемых фондом средств, что приведет к повышению доступности медицинской помощи населению, качества оказываемых медицинских услуг, а также выразила готовность к совместной работе в части совершенствования законодательства в данной сфере.

ffoms.ru