Итоговая коллегия Министерства здравоохранения РФ
В заседании, прошедшем в Доме Правительства, приняли участие члены коллегии Министерства здравоохранения РФ, представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Генеральной прокуратуры РФ, федеральных органов исполнительной власти, сотрудники Министерства здравоохранения РФ и других органов государственной власти, а также представители общественных организаций, Совета пациентских организаций МЗ РФ, Общественного совета МЗ РФ и другие.
Заместитель Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец на заседании отметила, что о хорошей работе системы здравоохранения можно судить по тому, как в последние годы выросла продолжительность жизни на территории России. Сегодня она составляет 72,7 года. «Мы вплотную приблизились к показателю 73 года. И мы должны сделать все возможное, чтобы наши граждане продолжали получать качественные медицинские услуги. Поэтому мы сосредоточим свои усилия на помощи тем субъектам Российской Федерации, которым предстоит сделать серьезный скачок в сфере здравоохранения», - отметила О.Ю. Голодец.
Подводя итоги работы ведомства Заместитель Председателя Правительства РФ обозначила, что российское здравоохранение в последние годы вышло на новый качественный уровень как по материальному обеспечению, так и по профессионализму занятых в этой сфере специалистов. Общее финансирование программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в России выросло с 2012 года почти в 2 раза с 1,3 трлн. рублей до 2,4 трлн. рублей в 2018 году.
Министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова в своем выступлении подчеркнула, что в 2017 году удалось сохранить на 63,6 тыс. жизней больше, чем за 2016 год. Смертность снизилась во всех возрастных группах: детей – на 12,6%, трудоспособного населения – на 10,0%, лиц старше трудоспособного возраста – на 3,5%. Это стало возможным благодаря снижению смертности от всех основных причин.
«Президент страны отметил, что наша демографическая политика доказала свою результативность. Безусловный вклад в увеличение продолжительности жизни внесло снижение младенческой смертности, которая сократилась в 2017 году на 8,3%, составив в среднем 5,5 на 1 тыс. родившихся живыми. При этом уже в 48 регионах младенческая смертность – менее 5,0. За 6 прошедших лет младенческая смертность снизилась на 36%, а в целом смертность детей до 17 лет – более чем на 30%, впервые за всю историю нашей страны став одинаковой на селе и в городе.
Значительно уменьшилась и материнская смертность – только за 2017 год на 27%, достигнув 7,3 на 100 тыс. родившихся живыми. Данный показатель в прогнозах на 2020 г. должен был составить 18,3. С 2011 года мы снизили его почти на 49%.По результатам года, в 31 регионе страны не зарегистрировано ни одного случая материнской смертности. Это – большая победа! Спасибо вам, коллеги, за такую замечательную работу», - отметила В.И. Скворцова.
В 2017 году продолжалась работа по развитию обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, направленная на усиление страховых принципов, в том числе роли и ответственности страховых медицинских организаций в сфере ОМС, совершенствование способов оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС, а также повышение доступности и качества медицинских услуг.
В рамках реализации комплекса мер, направленных на дальнейшее развитие системы ОМС на основе страховых принципов, осуществляется создание пациентоориентированной модели, задачами которой является обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи и защита их интересов в сфере ОМС, привлечение граждан к прохождению профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, а также к контролю за своим здоровьем.
Страховые медицинские организации должны стать в этой системе реальными защитниками прав пациента.
В этой связи предпринимаются меры по усилению роли страховых медицинских компаний в мероприятиях, направленных на информирование и сопровождение застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи. Это предполагает постоянное «ведение» застрахованных лиц, включая их консультирование по вопросам оказания медицинской помощи, напоминание о праве выбора медицинской организации и врача, информирование о необходимости прохождения диспансеризации, ее целях и задачах, контроль ее прохождения, организацию госпитализации застрахованного лица с учетом его выбора медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь.
Эти меры наряду с созданием нормативных и организационных условий, стимулирующих ведение здорового образа жизни, существенно повысят приоритет профилактики в российском здравоохранении.
Для обеспечения перечисленных функций страховых медицинских организаций продолжается работа по формированию института страховых представителей. Совместно со страховым сообществом Минздравом России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования определен функционал страховых представителей, проработаны технологические процессы взаимодействия, разработана и внедрена специальная образовательная программа, планомерно осуществляется профессиональная подготовка специалистов, внесены необходимые изменения в нормативную базу, в том числе в Правила ОМС.
Институт страховых представителей создается поэтапно.
В 2016 году была организована работа контакт-центров в территориальных фондах ОМС и в страховых медицинских организациях, включающая организацию и контроль рассмотрения обращений граждан страховыми представителями первого уровня, которые ведут учет устных обращений в электронном журнале; самостоятельно отвечают на типовые вопросы граждан, а также ин-формируют о возможности прохождения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров. В страховых медицинских организациях созданы круглосуточные «горячие линии», по которым можно получить консультацию по вопросам организации оказания медицинской помощи.
С 2017 года осуществляют работу страховые представители второго уровня, деятельность которых предусматривает администрирование и организацию работы с застрахованными лицами по информированию и сопровождению при организации оказания медицинской помощи, в том числе профилактических мероприятий, а также защиты прав и законных интересов в сфере ОМС.
В полной мере институт страховых представителей заработал в наступившем 2018 году, когда начали функционировать страховые представители третьего уровня, деятельность которых направлена на работу с письменными обращениями застрахованных по вопросам качества оказанной медицинской помощи, а также на обеспечение индивидуального информирования и сопровождения застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи по результатам диспансеризации. Для этого в 2017 году была создана необходимая нормативно-методическая база, проведено обучение специалистов.
Таким образом, страховая медицинская организация превращается в связующее звено между медицинскими организациями и застрахованными по вопросам получения медицинской помощи и помощника в разрешении возникающих при этом вопросов.
Организация службы страховых представителей не требует дополнительных средств ОМС и трудовых ресурсов, так как может осуществляться за счет финансовых и кадровых ресурсов страховых медицинских организаций.
В целях совершенствования законодательных и нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом в рамках исполнения функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности разработано и обеспечено принятие и утверждение федеральных законов:
• от 16 октября 2017 г. № 290-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год»;
• от 5 декабря 2017 г. № 368-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
В 2017 году продолжено внедрение единой тарифной политики и методов оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования на основе клинико-статистических групп (КСГ), начатое в 2012 году в рамках мероприятий по совершенствованию системы оплаты медицинской помощи.
Ежегодно в модель КСГ вносились изменения, необходимые для совершенствования механизма финансового обеспечения медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях и в условиях дневного стационара. Это необходимо для снижения неэффективных расходов медицинских организаций, перераспределения объемов медицинской помощи при заболеваниях, не требующих круглосуточного наблюдения, на дневные стационары.
На протяжении последних лет модель КСГ совершенствовалась путем расширения и увеличения количества групп, включения в них диагностических исследований и методов лечения. Так, в 2013 году была разработана модель с применением 187 КСГ, в 2017 году уже оплачивается 315 КСГ для медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, и 120 КСГ - в дневных стационарах.
В 2017 году произошло совершенствование модели КСГ в части увеличения хирургических онкологических КСГ в круглосуточном стационаре и КСГ по профилю «Инфекционные болезни» в дневном стационаре, определения правил оплаты прерванных случаев при преждевременной выписке пациента из медицинской организации при его письменном отказе от дальнейшего лечения, летальном исходе, а также при проведении диагностических исследований, оптимизации подходов к применению поправочных коэффициентов для снижения дифференциации тарифов на оплату медицинской помощи, в том числе установления коэффициента уровня для медицинских организаций, расположенных на территории закрытых административных территориальных образований.
Основным эффектом внедрения КСГ стало улучшение показателей работы койки, в том числе за счет снижения средней длительности пребывания в стационаре. Кроме того, дифференцированная оплата медицинской помощи способствовала повышению доли сложных случаев лечения в структуре оказания медицинской помощи, в том числе доли оперативных хирургических вмешательств.
Регулярная актуализация модели КСГ в связи с накоплением новых статистических данных и появлением новых методов диагностики и лечения позволяет точнее классифицировать случаи госпитализации и реализовывать основной принцип оплаты по КСГ: справедливость, то есть большая оплата за больший объем оказанной помощи с учетом ее сложности.
При этом особое внимание уделяется установлению уровней оказания медицинской помощи и недопущению недофинансирования каждой медицинской организации. С помощью настройки модели КСГ реализация тарифной политики позволяет нивелировать дифференциацию тарифов на оплату медицинской помощи в субъектах Российской Федерации, что приводит к эффективному и справедливому использованию средств ОМС и сглаживанию межрегиональных различий, позволяет точнее классифицировать случаи госпитализации и реализовывать основной принцип оплаты по КСГ - справедливость (то есть большая оплата за больший объем оказанной помощи с учетом ее сложности).
При этом особое внимание уделяется установлению уровней оказания медицинской помощи и недопущению недофинансирования каждой медицинской организации. С помощью грамотной настройки модели КСГ реализация тарифной политики позволяет нивелировать дифференциацию тарифов на оплату медицинской помощи в субъектах Российской Федерации, что приводит к эффективному и справедливому использованию средств ОМС и сглаживанию межрегиональных различий.
Основные задачи системы ОМС на 2018 год.
1. Обеспечение применения в субъектах Российской Федерации единой методологии тарифов на оплату медицинской помощи.
2. Обеспечение финансирования территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС.
3. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие участников ОМС, в соответствии с меняющимися условиями функционирования и потребностями здравоохранения.
В завершении коллегии В.И. Скворцова наградила ведомственными наградами Министерства здравоохранения Российской Федерации, в том числе работников сферы ОМС – нагрудными знаками «Отличник здравоохранения» за добросовестный труд, профессиональное мастерство, заслуги в развитии и совершенствовании системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации - директора ТФОМС Красноярского края С.В. Козаченко и директора ТФОМС Кемеровской области И.В. Пачгина.
ffoms.ru